ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ОДИН ДЕНЬ В ДЕТСКОМ САДУ :
ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ С ЗАРЯДКИ
Варианты зарядки:
- Пробежка на воздухе, оздоровительный бег.
- Игра-превращение (сюжетная гимнастика).
- Пройти, как мишка косолапый, как хитрая лиса...
- Аэробика «зверят» с представлениями по сказке «Теремок».
- Музыкально-ритмическая гимнастика с элементами народных танцев,
психогимнастики.
- Свободные движения, имитация действий сказочных героев.
Детям интересно преодолевать сказочные препятствия и выполнять сказочные задания; перепрыгивать через ручеек с палочкой-выручалочкой, попадать в царевну-лягушку и т.д.
ЗАРЯДКА В СТИХАХ (по сказкам В. Сутеева)
Рано утром по порядку
Построение, ходьба по залу
Мы выходим на зарядку:
Первым Петя-петушок,
Гордо вскинув гребешок –
Важная походка,
Шелкова бородка –
Очень весело идет
И пример нам подает.
Гляньте, вон два молодца
Перестроение парами
Только вышли из яйца:
И цыпленок, и утенок
Чинно парами идут
И от нас не отстают.
Очень узкая дорожка –
Ходьба по ребристой доске
Где бы нам поставить ножку?
Друг за дружкою пойдем
И дорожку ту пройдем.
Ой, глядите – три котенка –
Перестроение тройками
Шаловливых три ребенка –
Дружно тройкою идут,
За собою нас ведут...
От котят мы не отстанем –
Все за ними в тройки встанем.
Высоко подняли ручки
Ходьба на носках
Мышки – бабушка и внучка,
На носочках тише, тише...
Ну, и мы пойдем, как мыши.
|
А потом ходьбой простой
Обычная ходьба
Шли колонною одной.
Но недолго так мы шли:
На болото набрели.
Мы совсем не размышляли
Прыжки с продвижением вперед
А по кочкам прыгать стали:
Кочка, кочка, бугорок,
Ну а вот уж и лесок!
Очень мы развеселились
Бег
И бегом бежать пустились!
Как лошадки мы бежали
Бег с высоким подниманием колен
И колени поднимали!
Тут мы волка увидали,
Бег врассыпную
Врассыпную побежали –
По тропинкам, по дорожкам,
Лишь мелькают наши ножки!
Лес остался позади –
Спокойная ходьба
Можно медленно идти:
Волк за нами не пойдет –
Он ведь в чаще лишь живет!
Дыхательные упражнения
|
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Ну-ка, зайки, выходите,
Лапки, спину разомните:
Лапки выше поднимите
И на солнце посмотрите;
Лапки вниз и потрясите –
И все снова повторите.
2. На спортивную площадку
Приглашаются мышатки.
Эй, мышата, улыбнитесь –
Вправо-влево поклонитесь.
3. До чего ж капризна кошка!
Рассердилась вдруг немножко;
Спину выгнула дугой
И шипит на нас с тобой!
А потом прогнула спину,
Хвост поставила трубой.
Подобрела наша кошка –
До чего ж она хорошая!
|
4. На дорожку ежик сел –
Отдохнуть он захотел:
Стал еж стопы разминать,
Их туда- сюда качать!
5. Ой, на травке шелковистой,
Вижу Петю-петушка!
Гляньте, мушка и лягушка,
Разминают все бока:
По траве катаются –
Тоже закаляются!
6. Гляньте, скачут друг за дружкой
Зайчик серый и лягушка.
С них должны пример мы взять,
С ними вместе поскакать!
Ну-ка, киска, выходи,
Всех на завтрак ты веди!
Еще надо не забыть:
Лапки детям всем помыть!
|
ПОДОШЛО ВРЕМЯ ЗАВТРАКА
Но не всегда легко уговорить детей съесть его. Как можно заинтересовать ребенка? Необычностью. Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном» горшочке. Можно прочитать детям потешку:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладенькую.
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Манную, манную,
Очень желанную.
Вкусную, нежную.
Очень полезную!
Можно предложить разные варианты завтрака:
- «Завтрак для богатырей».
- «В гостях у Красной Шапочки».
- «Завтрак дружной семьей».
- «Гостиница для зайчат».
- «Угощение от Петушка».
- «Прибаутки».
- «Сюрприз в ладошку».
- «Дары скатерти-самобранки».
Загадочность и немного интриги помогут воспитателю в этом режимном моменте.
ДЕНЬ
Перед занятиями целесообразно провести игры и игровые упражнения, основанные на сказках. При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Игры и упражнения можно ис¬пользовать и для индивидуальной работы в тетрадях, и для самостоятельной работы в альбомах.
Более сложная задача - пригласить детей на занятие.
При ознакомлении ребенка со сказкой можно использовать различные методы и приемы.
1. Применение моделирования
Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.
Чтобы перейти к моделированию (символическому обозначению героев сказки), сначала необходимо прочитать и побеседовать о содержании, затем еще раз прочитать и пересказать сказку, и только потом перейти к собственно моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Модель сказки «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка какая?
(Большая, желтая, круглая..)
У репки сверху листики
(маленькие, зеленые).
Пришел дед репку тащить. Дед какой?
(Старый, усатый.)
Пришла бабка. Бабка какая?
(Старая, на голове платочек.)
А внучка какая?
(Маленькая, с бантиком.)
Собачка Жучка какая?
(Хвост бубликом.)
Кошка какая?
(Серая, мягкая, усатая.)
А мышка какая?
(Маленькая )
Что есть у мышки?
(Ушки, хвостик.) Хвостик тоненький, как ниточка и т.д.
Используя моделирование, мы обращаем внимание детей на характерные признаки персона¬жей и при создании моделей должны придерживаться того, что запомнили дети о сказочных героях.
2. Использование коллажа
Коллаж – это учебное пособие, состоящее из листа картона, на который наклеены картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Главная его задача - соединить, связать все эти изображении и символы в единый сюжет. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Мы предлагаем использовать развивающий коллаж, который будет способствовать развитию у детей психических процессов, развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
Для проведения занятий по развитию речи можно предложить коллажи на артикуляцию звуков и для заучивания потешек.
Потешка
Ходит сон по горе,
Носит дрему в рукаве.
Всем детишкам продает,
Нашей Гале так дает.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Тане сон, сон,
Стали гули ворковать,
Стала Таня засыпать.
На любых занятиях полезна физкультминутка по коллажу.
3. Мнемотаблицы
Мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация. Их удобно использовать в качестве дидактичного материала.
На первом этапе дети их рассматривают, разбираются в том, что изображено.
На втором этапе воспитанники перекодируют (преобразовывают) информацию из абстрактных символов в образы персонажей сказки.
На третьем этапе осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Происходит обработка метода заполнения. Можно сделать и графическую зарисовку мнемотаблицы.
Надо помнить: для детей младшего и среднего возраста матери¬алы должны быть цветные.
Опорными в таблице являются изображения главных героев, но можно отобразить и явления природы.
В отличие от коллажа, символы подаются в определенной после¬довательности.
4. Использование карт Проппа
Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое ко¬личество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.
Представленные и сказках функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями - это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как они воздействуют на все органы чувств.
Карты можно использовать и при сочинении сказок. Мы со своими детьми используем карты, выполненные в сюжетной манере и красочно. Также работаем над изготовлением карт-опор, где каждая из функций обозначена символом.
Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, мы используем часто при ознакомлении со сказками, а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары, встреча с дарителем) мы применяем при творческом сочинительстве.
5. «Кубики времени»
Для развития фантазии важна не только окружающая среда, но и ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится.
Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, участвуя в ней, прожив ее сюжет. Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказки и станцевать, создать сказочные звуки и запахи. Большую помощь в этом может оказать Монтессори – материал (пинетки, баночки с зерновыми культурами, мешочки с травами).
Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, помогают «кубики времени», разработанные и изготовленные нами по методу М. Монтессори. Mы изготовили кубики, на которых представлены пять сказок В. Сутеева: «Кораблик», «Мешок яблок», «Елка», «Под грибом», «Кот-рыболов».
Каждая сторона кубика пред¬ставляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цель событий, происходящих в сказке.
6. Применение тактильных дощечек
Эти методы и приема следует использовать не только на занятиях, но и в различных режимных моментах, при про¬ведении физкультминуток, а также при индивидуальной работе с детьми.
ПРОГУЛКА
Одно из самых увлекательные моментов для детей - это время прогулки. Как интереснее органи¬зовать прогулку по сказкам?
- Еще в группе мы настраиваем детей на прогулку. Можно использовать такой прием: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-то сказочного героя, распознают, чьи они. Затем дети находят этого героя на участке, и он призывает их понаблюдать за природой. Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за облаками, отгадываем, на кого из героев сказки похожи облака. Рисуем их очертания на песке, земле, снеге.
- Наблюдаем за ветром. Какую сказку он прошептал на ушко? Запах какого королевства принес ветер?
- Можно предложить игру «Мы фотографы», где ставится задача: запомнить и описать или нарисовать то, что увидели.
- Предложить детям решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце, вышел из-за куста волк.
- Дети любят играть с песком. Можно построить из песка дом для капризной кошки, лабиринт для злого волка.
- Какая же прогулка без подвижных игр? Игры-эстафеты парами. Пройди той же дорожкой, которой шли Заяц и Еж из сказки «Палочка-выручалочка».
- Трудовые поручения пройдут интересно и плодотворно, если их назвать «Волшебная метка», «Палочка- выручалочка», «Золушка».
Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность В виде помощи любимым сказочным героям - это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.
ОБЕД
Мы предложили много интересных тем и названий для завтрака. А что же обед? Он может быть продолжением утренней сказки. А можно придумать что-нибудь новенькое, оригинальное. Например:
- «В гостях у кролика»
- Что было бы, если...
- Музыкотерапия
- «Витамины в тарелке»
- «Богатырский обед»
ДНЕВНОЙ СОН
Обед закончен. Подошло время укладывать детей спать. Возьмем и здесь сказку к себе в помощники. Варианты приготовления детей ко сну:
- Дети, кто закроет глазки, тому приснятся сказки, волшебные сновидения.
- Можно почитать полюбившиеся сказки.
- Послушать музыку, почитать потешки.
- Раскрыть зонтик со снами Оле Лукойе.
- Помогут детям заснуть мешочки с запахами «Сон-трапа».
- Можно спеть детям одну из колыбельных песен, например:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись па правый бок,
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш.
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
- Дети могут переплыть море сказок на морской кровати.
ПОСЛЕ СНА
Дети спят, а мы уже придумали, чем их занять, когда они проснутся:
- Игра с одеялом. Например, можно предложить детям игры
на развитие воображения «Угадай, на какого героя сказки, похоже одеяло».
- Игра с пальчиками рук и ног, сопровождение движений
стихотворной формой по сюжетам сказок или действиям героев из разных сказок.
- Хождение по сказочной дорожке. Можно использовать любые дорожки: «Цветик-семицветик» и др.
- Контрастные воздушные ванны можно связать со сказкой «Двенадцать месяцев». Встречается зима с весной. Можно попасть в царство Снежной Королевы.
- Дыхательная гимнастика.
- Игры с водой, опыты с водой, связанные со сказками.
- Гимнастика в стихах по сказкам.
Незаметно подходит вечер. Подумайте, пожалуйста, что можно предложить детям, чтобы поддержать интерес к сказке!
ВЕЧЕР
- Заинтриговать детей и провести вторую половину дня под названием «Тайны сказочного вечера». Это могут быть посиделки со сказочным героем, или дети вдруг находят волшебное письмо-пожелание, волшебный клубок и др.
- Просмотреть диафильмы по сказкам.
- Можно предложить рисунки-фантазии.
- Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Моя семья», с Красной Шапочкой.
- Игры-забавы на примере сказки «Колобок».
- Драматизация, использование всех видов театра. Игра «без
слов» — показать эпизод с помощью мимики и жестов.
- Строительные игры: избушка на курьих ножках, дворец царевны Несмеяны.
- Кроссворды, ребусы, загадки по сказкам народов мира.
- Литературный праздник «Салат из сказок».
ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ
День, проведенный в детском саду, подходит к концу, но нам еще предстоит встреча с родителями. Что можно порекомендовав родителям, чтобы работа по этой теме продлилась еще дома? Варианты:
- Семейная викторина.
- Предложить родителям прочитать ребенку одну из сказок
народов мира.
- Театр кукол дома.
- Домашнее задание детям: нарисовать, как прошел день в сказках. А внизу в виде пиктограмм нарисовать свое настроение.
- Создать у себя дома уголок необдуманных поступков, а родители могут разместить в нем отрицательных и положительных героев сказок.
- Пересказ сказки в лицах.
Нет предела направлениям и методам при ознакомлении дошкольников со сказкой.
Мы надеемся, что работа, проделанная нами, поможет коллегам разумно и творчески использовать все, что предлагалось, выбрать самое нужное и сделать этот день и все последующие по-настоящему сказочными, полезными и незабываемыми для детей.